Садовской Борис Александрович Борис Садовской
Фрагмент эскиза, 1914г.
Автор: Илья Репин

Борис Садовской (Садовский)

«ВЕСЫ». ВОСПОМИНАНИЯ СОТРУДНИКА

<...> Лет триста назад при дворах европейских государей водились искусственные карлики.

Ребенка заделывали в фарфоровый бочонок с отверстием внизу — и так держали несколько лет; потом бочонок разбивался, из фарфоровых обломков с трудом вылезал неестественно толстый, низенький уродец на тонких ножках.

Если такому карлику придать голову Зевса с кудрями и пышной бородой, получится Макс Волошин.

Из-под пенсне и нависших бровей на широком лице беззаботно щурятся маленькие странно-веселые глазки.

На косматой голове высокий плюшевый цилиндр, на плечах крылатка.

Первому появлению в «Весах» этой потешной фигуры предшествовали частые анонсы в редакции о выходе стихотворений Верхарна в совместном переводе Брюсова и Волошина.

В конце концов Верхарна перевел один Брюсов, книга вышла в начале 1906 года1.

Волошин приехал в Москву из Парижа осенью; в один из вторников он появился в «Весах». После короткой беседы Брюсов взял с полки экземпляр Верхарна, написал на нем несколько строк и передал книгу Волошину, лукаво подмигнув всем нам. Мы с любопытством наблюдали. Волошин, прочитав посвящение, с растроганным видом крепко пожал руку Брюсову, пошел было в кабинет и опять вернулся для нового благодарного рукопожатия.

Пламенное служение «новому искусству» и желание быть оригинальным роднит Волошина с Койранским2; однако Койранский по удельному весу таланта значительнее Волошина.

Когда мне приходилось беседовать с Волошиным, невольно вспоминался Иванушка из «Бригадира» Фонвизина: «Тело мое родилось в России, это правда; однако дух принадлежит короне французской».

Что стал бы делать Волошин вне Парижа?

Он искренне стремился сблизить русское искусство с западным, тогда как на деле был только посредником между московскими и парижскими декадентами, их «коммивояжером».

«Трудолюбивый трутень» — хотелось сказать, глядя на его сизифовы усилия.

Природная недалекость побуждала иногда наивного Макса выкидывать невероятнейшие коленца.

То вдруг он ни с того ни с сего печатно ляпнет, что Брюсов родился в публичном доме3, — символический оборот, но можно понять буквально — и бедный Валерий Яковлевич спешит заявить фельетонисту Измайлову, что ничего подобного не было.

То разразится восторженным фельетоном о том, как голая парижская натурщица в толпе художников, где был и Волошин, прошлась демонстративно по Латинскому кварталу и посрамила навеки всемирное мещанство4.

Когда шальным ножом психопата исполосована была картина Репина «Смерть царевича Ивана», все искренне огорчились; один Волошин пришел в восторг. В специальной брошюре доказывал он, что Репин сам виноват: не надо было изображать на картине так много крови; художник получил заслуженное возмездие: кровь за кровь5.

В «Весы» Волошин все шесть лет давал стихи свои и переводные, статьи, заметки, рисунки, и все у него выходило прилично, старательно и бездарно.

Волошину, к счастью для него, не дано сознавать своего комизма: он искренно доволен собой и даже счастлив. Оттого дружить с ним легко: человек он покладистый и добрый.

Текст — по рукописи, хранящейся в ЦГАЛИ (ф. 464, оп. 1, ед. хр. 3).

Примечания

1 Книга Верхарна в переводе В. Я. Брюсова вышла в 1906 г под названием «Стихи о современности». Волошин критически отозвался о ней («Весы». 1907. № 2. С. 74—82).

2 Койранский Александр Арнольдович (1884—?) — поэт и критик. Не выпустил ни одной книжки стихов.

3 Неосторожная фраза: «Вся юность Валерия Брюсова прошла перед дверьми публичного дома» — появилась в рецензии Волошина на 1-й том стихов Брюсова «Пути и перепутья» (газета «Русь». 1907. 29 декабря), вызвав ряд нападок автора на рецензента. Однако сам Брюсов впоследствии подтвердил: «Мне было лет 12—13, когда я узнал «продажную любовь» и заглянул в область кафе-шантанов и «веселых домов». Эти соблазны оказались для меня столь неодолимы, что я стал посвящать им значительную часть своего времени» (Брюсов В. Автобиография. — В кн.: Русская литература XX века. Вып. 1. М., 1914. С. 104).

4 Имеется в виду статья Волошина «Весенний праздник тела и пляски» (Русь. 1904. 22 апреля. № 129).

5 См. статью М. Волошина «Репинская история» (с. 294— 301).