Садовской Борис Александрович Борис Садовской
Фрагмент эскиза, 1914г.
Автор: Илья Репин

"Борис Садовской - поэт из Серябряного века".
К 125-летию со дня рождения

C таким названием с февраля по апрель 2006 года проходила выставка в отделе редких книг и рукописей областной библиотеки. (г. Нижний новгород) Поэт, прозаик, литературный критик, тонкий стилист, знаток пушкинской эпохи, талантливый мистификатор. Только в 70-х годах ХХ века выяснилось, что на его "счету" оказались стихи А. Блока, С. Есенина, Н. Некрасова и С. Степняка-Кравчинского, воспоминания некоего Николая Ивановича Попова о Некрасове, Кравчинском, И.Н. Ульянове .

Б.А. Садовской. 1906 год

Особой известности Б. Садовской достиг в 1910-х годах прошлого века. Его произведения и статьи печатали лучшие журналы того времени: "Весы", "Аполлон", "Золотое руно", "Русская мысль", "Нива". Среди близких знакомых были А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, Н. Гумилев, В. Розанов. Он дружил с Корнеем Чуковским, на даче которого, в Куоккале, его портреты написали И. Репин и А. Бенуа. Вместе с Владиславом Ходасевичем писал инсценировки для балиевской "Летучей мыши": И вообще, как писал он впоследствии в "Записках", "до Масленицы 1913 г. я прожил в Петербурге. Теперь я был признанный писатель с безукоризненным именем. Все редакции передо мной открылись. Я зарабатывал много"2 . К 1916 году Садовской был автором 12 отдельно изданных книг и множества публикаций. И вот тут произошло несчастье, разделившее его жизнь напополам. После длительной болезни Садовского разбивает паралич, ему 35 лет - и он проживет еще столько же прикованным к креслу.

После революции печатался Садовской редко и случайно. Вышли только две книги: "Морозные узоры" (1922) и роман "Приключения Карла Вебера" (1928). Рассылаемые по редакциям рукописи возвращались с пометкой "несовременно", а иногда и просто терялись.

В 1952 году Б. Садовской умер.

Большинство экспонатов выставки "Борис Садовской - поэт из Серебряного века" так или иначе связаны с Нижним Новгородом: будь то место издания, посвящения или автографы. "С пристрастием Б. Садовского ко всему нижегородскому сталкиваемся постоянно", утверждал известный нижегородский литературовед В. Харчев, "в Нижнем он бывал часто и жил здесь подолгу, здесь вышла его книга "Обитель смерти" (1917), многое здесь и написано"3 . Зачастую события в его произведениях разворачиваются в знакомых нижегородцам местах.

Родился Борис Александрович Садовский (Садовской - его литературный псевдоним) в г. Ардатове Нижегородской губернии в 1881 годув семье служащего Удельного ведомства, а в будущем известного нижегородского историка и краеведа, председателя НГУАК - Александра Яковлевича Садовского.

К моменту поступления Бориса во 2-й класс дворянского института (1892) семья переезжает в Нижний Новгород и поселяется на Мартыновской улице, в доме, где располагалась Удельная контора. Следующий адрес, который долгие годы был связан с именем Б. Садовского, ул. Тихоновская, 27. Этот дом перестал существовть сравнительно недавно, в период строительства приемного покоя больницы N 5.

Из 6-го класса дворянского института Садовской переводится в гимназию, которую и оканчивает в 1902 году. Учеником он был не из прилежных - мешали всяческие увлечения: стихами, танцами, театром: "В детстве я много читал, безо всякого разбора: любимыми моими писателями были граф А. Толстой, позже Пушкин и Лермонтов. Но книжные знания никогда не перевешивали во мне склонности к непосредственным пробам жизни", - писал он в своей автобиографии4 . Милые, добрые воспоминания о годах учебы в дворянском институте оставил одноклассник Б. Садовского, известный нижегородский врач В.В. Калашников5 . В них, к сожалению, оставшихся только в машинописи, приводится ранее не публиковавшееся стихотворение поэта, написанное в 1939 году и посвященное педагогам и одноклассникам.

Стоял на улице Варварской
Великолепный Институт!..
То с рвением, то с ленью барской
Кто только не учился тут!
Здесь Вяхирев и Кожебаткин
Пороли чушь перед доской.
С Цявловским здесь играли в прятки
Калашников и Садовской!

Галан, Костырко, Чох, Гаврила,
Живых воспоминаний нить!
Все это дорого и мило
Лишь тем, кто не умеет жить!
Увы, уходит время на ночь,
На сердце старческая паршь,
И смерть нам, как Иван Иваныч,
Кричит довольно: шагом марш!

Стихи Б. Садовской начал писать с 9 лет, но только 6 января 1901 года в газете "Волгарь" было опубликовано стихотворение "Иоанн Грозный", подписанное Б. Сад-ской. С этих пор Б. Садовской регулярно печатается в местных газетах. Но настоящая литературная деятельность начинается у него с 1904 года, когда он, по приглашению В. Брюсова, пишет критические заметки в журнале "Весы" и сотрудничает с ним до конца его существования.

Революцию 1917 года Б. Садовской воспринял как катастрофу. В это время он находился в родительском доме в Нижнем. Здесь он проживет до конца 20-х годов, читая лекции в Нижегородском государственном университете, педагогическом и археологическом институтах. В его квартире собирался студенческий кружок, увлекавшийся литературой. В 1929 году Б. Садовской навсегда уезжает из Нижнего в Москву, оставляя какую-то часть книг из своей библиотеки в родном городе. Возможно, он и сам передал книги губернской центральной общественной научной библиотеке им. В.И. Ленина (так называлась наша библиотека в ту пору и располагалась (с 1924 г.) в здании того самого дворянского института). Найденные в последние годы в фондах библиотеки книги с автографами авторов, адресованные Б. Садовскому, составляют особый раздел выставки. Среди представленных книги пушкинистов С. Боброва и Ив. Евдокимова, изящная книжечка рассказов В. Жуковской (больше известной своими воспоминаниями о Гр. Распутине) с цитатами из Альфреда де Мюссе, автографы А. Рославлева и Е. Нагродской. Почти все находящиеся на выставке прижизненные издания Б. Садовского снабжены дарственными надписями автора (всего их 11). Нигде ранее эти автографы не были опубликованы. У Садовского два постоянных адресата в Нижнем - городская общественная библиотека и Нижегородская губернская ученая архивная комиссия, членом которой он был заочно избран за сборник исторических рассказов "Узор чугунный" (1911). Садовской был и автором текста гимна в память 300-летия подвига героев Нижегородского ополчения 1611-1612 годов, выпущенного отдельной листовкой. Кроме того, на выставке можно увидеть автограф хоровой партитуры гимна, музыку к которому сочинил Вс. Богодуров. Друзьям институтской и гимназической юности: Д.М. Селивановскому, князю А.В. Звенигородскому - литературоведу и тоже поэту, Л.Д. Беляеву - сотруднику губернской библиотеки - обращены надписи на первом сборнике стихов "Позднее утро", романе "Приключения Карла Вебера" и повести "Княгиня Зенеида".

В 1990 году в издательстве "Советский писатель" вышел солидный однотомник "Лебединые клики", в который вошли лучшие из прозаических вещей Садовского. Вслед за ним появляются публикации в журналах и альманахах: "Новый мир", "Октябрь", "Знамя", "Российский архив", "Минувшее". Все, что когда-то писалось "в стол", увидело свет. Эти, уже посмертные издания представляют целый раздел выставки. Здесь и роман о Лермонтове "Пшеница и плевелы", интереснейшие "Записки" о Серебряном веке, несколько повестей, рассказов и стихотворений. Выставка иллюстрирована множеством фотографий Б. Садовского, его друзей и близких, как подлинными (из личных архивов), так и воспроизведенными в разных печатных изданиях.

Достичь почти исчерпывающей полноты представления прижизненных изданий произведений Б. Садовского помогли любезно предоставленные книги из частных собраний Ю. Изумрудова, Ю. Галая, И. Макарова.

Примечания

1 Эльзон М.Д. Садовской (Садовский) Борис Александрович // Русские писатели ХХ века: Биогр. словарь. М., 1998. Т. 2. С. 304-305.

2 Российский архив. М., 1991. Т. 1. С. 172.

3 "Странный и несчастный Садовской" // Харчев В.В. Нижегородская Атлантида. Н. Новгород, 2000. С. 127.

4 Эльзон М.Д. Борис Садовской. I. Стихотворения. II. Автобиография // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 2000 год. СПб., 2004. С. 146.

5 Калашников В.В. Воспоминания о Василии Ивановиче Калашникове. Ч. 3. Горький, 1942. С. 33-34. (Машинопись).

Автор: Галина А. Ушакова, Журнал "Нижегородский музей", № 9-10