Садовской Борис Александрович Борис Садовской
Фрагмент эскиза, 1914г.
Автор: Илья Репин

САДОВСКОЙ (Садовский) Борис Александрович (10(22).02.1881, г. Ардатов Нижегородской губ.- 5.3.1952, Москва) - поэт, прозаик, критик.

Сын историка А. Я. Садовского, Первоначальное образование получил в нижегородском Дворянской Александровском институте и местной гимназии, затем (с 1902) учился на историко-филологическом факультете Московского университета (окончил в 1906). Впервые выступил в печати в январе 1901 (стих, "Иоанн Грозный" в газете "Волгарь"). Как поэт, тяготел к символизму, был связан дружбой или близким знакомством с Андреем Белым, Блоком, Брюсовым, пригласившим его сотрудничать в "Весох". Печатался также в "Русской мысли", "Речи", "Биржевых ведомостях" и др., не порывая связи с нижегородской прессой. Первый поэтический сб. С. "Позднее утро" вышел в 1909, когда автору было 28 лет (откуда, видимо, и название). За ним последовали наиболее известный "Самовар" (1914), "Полдень" (1915), "Обитель смерти" (1917), свидетельствовавшие о неоклассических устремлениях автора: внешне связанный с символистами, Садовской внутренне ощущал себя наследником Пушкина и Фета. Это особенно заметно в историко-литературных книгах Садовского: "Русская Камена" (1910), "Озимь" (1915), "Ледоход" (1916), содержавших и статьи о современной поэзии. Наиболее значительными историко-литературными работами Садовского, были исследования, посвященные биографии и творчеству Фета (в сборнике "Ледоход"). Проза Садовского (сборник "Узор чугунный", 1911; "Адмиралтейская игла", 1915), преимущественно посвященная "давно прошедшему", отличается стилизацией "под эпоху". Используя язык реконструируемого времени, Садовской широко пользовался приемом воссозданий дневников, переписки, мемуаров. Это сказывалось и на выборе заглавий ("Из бумаг князя Г.", "Дневник генерала" и др.).

В конце 1916 Садовского разбил паралич, и он оказался фактически вне литературы. Революции 1917 были восприняты им как крушение обжитого мира. Близкий в начале 1920-х к самоубийству, Садовской при поддержке друзей все-таки выстоял и продолжал активную литературную деятельность, хотя его почти не печатали. "Новое время" требовало "новых песен"; увидели свет только сборник "рассказов в стихах и прозе" "Морозные узоры" (1922) и роман "Приключения Карло Вебера" (1928). Очевидно, результатом этого были недавно раскрытые мистификации Садовского. В частности, от имени вымышленного Николая Ивановича Попова - "однокашника" С.М. Степняка-Кравчинского по Лесному институту (одновременно с ним учился отец Садовского) и "литературного секретаря" Некрасова - Садовской в 1926 отправил в редакции журналов "Былое" и "Красная нива" "воспоминания" о Некрасове и Степняке-Кравчинском с приложением стихотворений. "Воспоминания Н.И. Попова" о Некрасове, содержавшие "неизвестное стихотворение" "Солнышко село. Тюремной решетки…" было тогда же опубликовано (Красная нива. 1926. № 30; публикация Садовского "Из архива покойного Н.И. Попова"). "Воспоминания" о Степняке-Кровчинском и 5 из 12 стихотворений (известно, что Степняк-Кравчинский писал стихи, но они не обнаружены) увидели свет через 40 лет (Синее небо отчизны моей // Неделя, 1965 № 3; публикация С.С. Волка из архива П.Е. Щеголева). С именем Садовского, связана также публикация его собственного стихотворения "В роще" (1912) в стилистике Блока (Том 3. М., 1960) и Есенина (Том 5. М., 1962) и "Солдатской сказки" под именем Блока (Новая Россия. 1926. № 3). К этому же времени относятся, с другой стороны, ценные "Записки" Садовского, охватывающие 1881-1916. Перевезенный в 1929 из Нижнего Новгорода в Москву, Садовской поселился в церковном подвальчике Новодевичьего монастыря, где провел остаток жизни. Его считали умершим, но он продолжал активную литературную деятельность. Кроме недавно опубликованных романа "Пшеница и плевелы" (о Лермонтове и Н.С. Мартынове) и повести "Табакерка" им были написаны также считающиеся утраченными романы "Современник" о "шестидесятниках", "Первое марта" о народовольцах, пьеса "Федор Кузьмич", связанная с легендой об Александре I, и др. В обширном архиве Садовского (РГАЛИ) сохранился "Дневник", представляющий собой яркую панораму литературной жизни начала XX в.

Сочинения:

Горький в Нижнем // М. Горький в воспоминаниях нижегородцев. Горький, 1968;
Встречи с Блоком// Александр Блок в воспоминаниях современников. М., 1980;
Лебединые клики. М., 1990;
Записки (1881-1916) // Российский архив. 1991. Выпуск 1;
Встречи с Есениным // С. А. Есенин: Материалы к биографии. М., 1992.

Литература:

Эльзон М.Д. О "Воспоминаниях" Н.И. Попова и их авторе // Русская литература. 1982 № 3. С. 205-206;
Шумихин С.В. Мнимый блок? // ЛН. М., 1987.Том 92. Кн. 4. С. 736-751;
Шумихин С.В. Ровесник "Серебряного века" // Встречи с прошлым. М., 1988. Выпуск 6. С. 116-121

Михаил Давыдович Эльзон